Впервые я увидел танец вихревых дервишей много лет назад в Египте. Потом мне сказали, что еще в одной стране мира можно увидеть оригинальный танец — в Турции. Я увидел его и в Турции. Сначала я воспринял это как очередную туристическую достопримечательность. Пока не увидел его в Конье. Конья — это город в центре Анатолии, в 700 км от Стамбула. Каждый год 17 декабря здесь отмечается годовщина смерти Мевланы, поэта, философа и мистика Джелаледина Руми (1207 — 1273). Один из самых известных дервишей. Дервиш — это суфий, или суфий, который сидит у дверей Просветления. Это может быть мужчина в расцвете сил, в конце жизни, даже в ее начале, когда он еще маленький мальчик. Это может быть и не женщина. Суфий — часть мистицизма Востока.
Существуют различные версии происхождения этого слова. Одна из них гласит, что оно происходит от греческого слова Sophos, что означает мудрость.
Согласно другим, происходит от арабского suf, что означает волна. Дервиш Нусрет, с которым я беседовал в Конье, убежден, что шерсть — правильная легенда, потому что первым другом человека была собака, которая его охраняла, а вторым — овца, которая его кормила. Ее шерсть, в свою очередь, защищала его от холода.Дервиши — глубоко религиозные люди. Когда они танцуют, через них проходит сила Бога. Во время танца ладонь их правой руки поднята вверх и получает Силу с Небес. Сила проходит через тело и входит в Землю через направленную вниз ладонь левой руки, мимо сердца. Дервиши не удерживают и не направляют Силу. Они получают ее от Бога и передают людям. Дервиш знает, что он — инструмент в руках Бога. Он не задает вопросов и не направляет Силу, он лишь ретранслирует ее.
Из-за сильного религиозного мистицизма дервишей Кемаль Ататюрк, самый уважаемый турецкий государственный деятель, основатель светской Турции, запретил их в начале 20 века. Мой собеседник, Нусрет, заметил, что Ататюрк не запретил бы их в современное время, но тогда было именно такое время. Чтобы создать светское государство, некоторые особенно сильные религиозные традиции были принесены в жертву.Вечером 17 декабря я был в Конье, в одном из самых больших залов, которые я когда-либо посещал. Прибытие президента Реджепа Тайипа Эрдогана ожидалось до последней минуты. Из-за своих многочисленных обязательств и, вероятно, по соображениям безопасности, он не приехал. Приехал Ахмет Давутоглу, бывший премьер-министр, вместе с министром культуры, акад. Наби Авчи. Вокруг них сидели сливки высшего общества Коньи, представители турецкой политической и государственной элиты, а также многие дипломаты.
Венцом празднества был танец вихревых дервишей. Он известен как SEMA. Это духовное путешествие, связанное с достижением совершеннолетия, вознесением на небеса и возвращением на землю. СЕМА состоит из семи частей, каждая из которых имеет глубокое религиозное и философское значение. В их основе лежит вращение как фундаментальная концепция. Все в этом мире вращается — Земля вращается вокруг себя и вокруг Солнца. И Солнце вращается. Кровь вращаетсяв наших телах. Протоны и электроны, составляющие атомы, из которых, в свою очередь, состоит все сущее, вращаются.
Вращение человека в СЕМА символизирует вечное движение, вечное изменение.
Появляются Дервиши, медленно движущиеся в длинной линии с черными плащами, символизирующими Земной мир. Они снимают свои плащи, чтобы отправиться в новый путь. Они переходят в Вечный мир в своих особых головных уборах, символизирующих надгробные памятники, теперь одетые в белые одеяния.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СЕМА начинается с восхваления пророка Мухаммеда, который олицетворяет божественную любовь. Восхваление пророка воспринимается как восхваление Бога, который создал все, включая пророков.
ЧАСТЬ ДВА
Начинается биение барабанов. Этот звук означает Будь!. Бог начинает Сотворение мира.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Раздается звук тростниковой флейты. Она символизирует Дыхание Бога, дающее жизнь всему сущему.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Дервиши медленно движутся по кругу и трижды приветствуют друг друга. Это занимает много времени. Таким образом они выражают уважение каждого к каждому. Каждый из них — символ души, скрытой под разными формами.В этой части приветствуются души.
В церемонии существует 4 вида приветствий. Дервиши сняли свои черные земные плащи, в которых они появляются, когда начинается их путь к Истине. Их руки сложены у плеч. Таким образом, они представляют первую букву арабского алфавита, элиф (I), начало всего. Таким образом, они доказывают единственность и исключительность Аллаха, или Бога.
Затем им разрешается войти в SEMA, поцеловав руку мастера, который символизирует Мевлану.
Начинается СЕМА. Первое приветствие — это ощущение человеком своих возможностей и возможностей Творца, давшего ему Знание. Второе приветствие — это удивление человека могуществом Аллаха, или Бога, который подтверждает, что человек — Его творение.
Третье приветствие — человеческое самопожертвование. Собственное понятие любви разрушается, чтобы начать трансформацию в понятие обязанности любить. Это Великая Жертва. Это единение с Богом. Это саморазрушение ради обретения истинной Любви. В исламе это называется Фенафиллах. Это означает умри прежде, чем умрешь или исчезни в Боге. В исламе высший уровень развития человека — это уровень служения Аллаху.
Четвертое приветствие — это завершение духовного пути. Это возвращение к исполнению обычных обязанностей, что соответствует вознаграждению за покорность человека своей судьбе.
Участники церемонии находятся в стране радости; они верят в пророков, в священные книги, в ангелов, в Аллаха, в Бога. В Раю они видят причины Творения и слышат Божественное руководство. Здесь они преодолевают свое тщеславие и эго. Они уже следуют наставлениям Пророка — умри прежде, чем умрешь. Последнее приветствие символизирует возвращение и слияние души с Богом. Это также высшая степень в суфийском учении. Вы прошли долгий путь от Шариата, где вас познакомили с Кораном, вы прошли через тарика, школу, в которой вы совершенствовались, и пришли к Истине. Вы поднялись так высоко, что ощущаете Бога как друга. Бог доволен вами. И вы полностью удовлетворены своей дружбой с Ним. Теперь вы — часть Небес, мира Блаженства.
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
Дервиши цитируют Бакар, вторую часть Корана: И Восток, и Запад принадлежат Аллаху. В какую бы сторону вы ни повернулись, лицо Аллаха там. Ибо Аллах бесконечен и мудр.
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
Это молитва. В Конье они также молились за безопасность правительства. Практиковалось чтение Фатихи, вступительной части Корана, за души всех верующих, мучеников и пророков.
Вся церемония проходит в полной тишине, за исключением музыки. Дервиши вращаются по кругу слева и справа вокруг себя — в направлении своего сердца. Во многих религиях левое направление — это направление в Запределье, к невидимому бытию Вселенной. Танцоры не произносят ни слова на протяжении всей церемонии — до самого конца. Затем, в полной тишине, они надевают свои черные плащи и направляются в свои кельи или дома, чтобы предаться размышлениям, слившись с Богом.Сегодняшние дервиши не являются слугами Бога. В действительности они техники, учителя, военные… Они не живут особой жизнью, они не фанатики в своем поведении. Или так они утверждают. Но говорят, что есть места, где они тайно собираются, чтобы предаваться практикам, которые выходят за пределы веков с широким размахом.